Комиссия отстояла татарский язык
19 января 2004 года
Господин Харисов сделал на татарском языке большой часовой доклад о развитии в республике национального образования. Он отметил, что за последние десять лет национальное образование поднялось на новую ступень развития: созданы условия для получения детьми дошкольного, начального, основного и среднего общего образования на их родном языке. В том числе детьми народов, компактно проживающих в Татарстане. Министр сообщил, что сегодня 67% детей татар воспитываются в детских садах, а 100% русских детей и 51% татарских обучаются в школах на родном языке. В республике работают 146 чувашских, 44 удмуртских, 23 марийских, 4 мордовские школы, а в 34 воскресных школах преподают украинский, азербайджанский, армянский, польский, немецкий, еврейский, грузинский и башкирский языки. Министр подчеркнул, что республиканские школы работают по плану, предусматривающему равноправное изучение государственных языков РТ — татарского и русского. Кроме того, в соответствии с законом РТ «Об образовании», для всех типов школ независимо от языка обучения в 2003 году введены образовательные компоненты «татарский язык» и «татарская литература».
Но есть и проблемы, сообщил господин Харисов. Например, не хватает учебников для национальных школ, в частности, чувашских и марийских. Причем дело даже не в деньгах — нет самих учебников. Кроме того, школы испытывают острый недостаток художественной литературы на татарском языке. Правда, Министерству образования РТ удалось сделать заказ на издание и уже отправить в школы, педагогические колледжи и училища серию «Школьная библиотека» из 25 томов общим тиражом 250 тыс. экземпляров.
Между тем, у депутатов, как выяснилось, оптимизм республиканского министра вызвал раздражение. О чем они ему и заявили, напомнив, что в некоторых районных сельских школах сократили часы преподавания татарского языка, и сделано это было при попустительстве Фариса Харисова. Тому пришлось даже оправдываться: «Надеюсь, вы понимаете, что я не против развития национального образования!» Оказалось, общее количество учебных часов в РТ на два часа превышало нормы, установленные российским министерством образования. В прошлом году, Министерство образования России потребовало устранить нарушение. В итоге руководство некоторых школ сократило учебное время за счет уроков татарского языка. Несмотря на заверения господина Харисова, что министерство уже занимается процессом восстановления преподавания татарского языка в полном объеме, парламентарии продолжали возмущаться. Писатель Туфан Миннуллин заявил, что обеспокоен тем фактом, что, несмотря на более чем десятилетний срок с момента принятия закона РТ о языках, количество русскоязычных граждан, владеющих татарским языком, существенно не увеличилось. «Нужно работать с родителями, чтобы они отдавали своих детей учиться в татарские школы, и мы уже начинаем эту работу», — сообщил министр образования РТ. И, похоже, наконец-то угодил народным избранникам — больше депутаты министру претензий не высказывали.
ИРИНА СИМОНОВА,"Коммерсантъ-Волга-Урал"